Yodda - новости регионов России

Святая пустота

24.01.2017, 19:20
Святая пустота

Почему фильм «Викинг» вместо кинооткрытия стал кинопровалом Квинтэссенцией Года российского кино, по идее, должен был стать исторический блокбастер «Викинг». Его снимали с размахом, ждали с нетерпением, рекламировали с неистовством. И вот, наконец, прошла премьера…

Очей разочарованье «Он завоевывает сердца зрителей и возвращает былое величие российскому кинематографу», – вот так ни много ни мало был проанонсирован сюжет фильма «Викинг» в воскресной программе «Время» от 15 января на Первом канале. Что ж, ее ведущего Валерия Фадеева можно понять: он – человек, зависимый от работодателя, а одним из главных продюсеров «Викинга», как известно, является генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. А вот что пишут о фильме люди независимые, простые зрители, посмотревшие кар-тину, в том числе и жители Ноябрьска: «Давно так не разочаровывались. Ощущение – ни о чем». «Самый дорогой и самый никчемный фильм». «Что ж такое-то? Из такой истории создать пшик...» И все в таком же духе. Положительных отзывов в Интернете – кот наплакал. Профессиональные критики более осторожны в оценках, но и они, чувствуется, ожидали от разрекламированного продукта Первого канала и компании «Централ партнершип» большего. Производство «Викинга» началось еще в 2009 году. Его бюджет составил 1 миллиард 250 миллионов рублей. Для сравнения: «Экипаж» обошелся в 650 миллионов, «28 панфиловцев» – в 380. Казалось бы, за такой длительный срок и за такие внушительные деньги можно было снять шедевр, сопоставимый с «Войной и миром» Сергея Бондарчука. Что же получилось в итоге?

Фатальная дилемма Конец X века нашей эры. Киевская Русь. Князь Владимир Святославич нанимает воинов-варягов, силой берет в жены полоцкую княжну Рогнеду, убивает ее родителей, а затем и своего брата – киевского князя Ярополка, берет в наложницы его жену Ирину, захватывает Киев, покоряет Херсонес, принимает христианство и крестит своих соотечественников. В общем-то, все согласно историческим канонам – «Повести временных лет» и трудам великого российского историка Карамзина. При этом повествование ведется как бы от имени преданного соратника Владимира – варяжского воеводы Свенельда. Поэтому, наверное, картина и называется «Викинг». Да, с точки зрения формы, фильм можно назвать исторически достоверным. Но в искусстве, как мы знаем, это не главное. Куда важнее художественное содержание произведения – именно за него оно получает оценки современников и остается в памяти потомков. Согласен, перед создателями картины стояла непростая задача. С одной стороны, нужно было снять по-настоящему исторический блокбастер – со всеми вытекающими из жанра и сметы наворотами. С другой – постараться уйти от ура-патриотической коннотации, часто сопровождающей подобные произведения – начиная с шедевра Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и заканчивая неуклюжей современной киноподелкой «1612». Ведь повествование-то идет как бы от лица пришлого варяга – какой там может быть патриотический пафос? Между тем из школьных уроков математики мы помним: если плюс сложить с минусом, в сумме окажется ноль. Его и получили на выходе сценаристы Андрей Рубанов и Виктор Смирнов в компании с режиссером Андреем Кравчуком. Ноль – именно столько я бы поставил этой картине и с художественной, и с познавательной, и с воспитательной точек зрения.

Орки и гоблины Чтобы снять, как Сергей Бондарчук, нужно быть Сергеем Бондарчуком. Увы, таланты такого масштаба на земле Российской, похоже, перевелись. Сумбурный и несуразный сценарий не дает зрителю четкого представления: что, собственно, и почему происходит в кадре. Это смогут понять лишь те, кто хорошо знает историю Древней Руси. Не думаю, что все, кто посетил сеансы «Викинга», перед этим проштудировали первый том Карамзина. Нет сценария – нет и ярких характеров персонажей. Гримеры и костюмеры, конечно, постарались на славу, но не смогли подменить собой работу сценариста и режиссера, которые обязаны были вдохнуть в причудливо разодетых и раскрашенных «орков» живые человеческие образы – между прочим, образы наших с вами предков. Поэтому русская дружина вместе со скандинавскими наемниками так и осталась ордой злобных орков, печенеги и языческие жрецы – сборищем полубезумных гоблинов, а сам великий князь-креститель Владимир – глянцево-сусальным «няшей» Данилой Козловским, только с испачканным грязью лицом. Главные художники картины Сергей Агин и Екатерина Шапкайц (по паспорту россияне), наверное, не очень любят свою родину, если изобразили древний Киев и Полоцк этакими убогими бревенчатыми деревеньками, постоянно утопающими в грязи. Между прочим, Киев конца X – начала XI веков был одним из крупнейших городов Европы – больше Лондона и Гамбурга. Доктор исторических наук Петр Толочко приводит свидетельства историка Титмара Мерзебургского, писавшего о Киеве в 1018 году со слов воинов польского короля Болеслава. Столицу Древней Руси поляки называли «городом четырехсот храмов и восьми рынков с неисчислимым населением». И уж совсем было неприлично грязь и убожество славянского Киева противопоставлять открыточному блеску греческого Херсонеса (Корсуни). В «Викинге» одно из крымских торговых поселений греков-ромеев предстало чуть ли не столицей Византийской империи – этаким Константинополем времен Константина Багрянородного. Да, православие на Русь шагнуло именно из Византии. Но разве можно так оплевывать все, что было до него? Один из последних кадров «Викинга»: славяне, ходившие весь фильм то в звериных шкурах, то в доспехах, то в лохмотьях, все как один одеты в белоснежные сорочки. Они стоят на берегу Днепра, затем входят в воду и принимают крещение. После такого финала, исходя из логики авторов, на нашей Родине должны были воцариться вечная благодать и согласие. Но разве это так? Разве, став христианами, наши предки перестали совершать греховные поступки? Увы, этим «искусством» мы (впрочем, как и все остальные народы) владели во все времена… …А в последние годы просвещенные потомки князя Владимира освоили еще один грех – снимать плохое кино. Вот уж воистину: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят…»

Интересные факты о фильме «Викинг» • Это высокобюджетный проект от создателей фильмов «Дневной дозор», «Ночной дозор», «Адмирал», «Высоцкий. Спасибо, что живой» – продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова. • Работа над фильмом продолжалась более 7 лет. Для съемок был создан уникальный мир: построено более шести декорационных комплексов, сшито более полутора тысяч оригинальных костюмов, создано более восьмисот планов компьютерной графики. • Часть съемок фильма проходила в Крыму. После того как кинопарк опустел, на его месте было решено открыть экскурсионный объект – парк «Викинг». Он находится в районе Красных пещер в селе Перевальное Симферопольского района. Первый российский кинопарк поможет местным жителям и гостям полуострова окунуться в настоящий борг (город) викингов VIII-XIII веков. • В фильме задействовано огромное количество животных, включая более ста лошадей, леопарда и волкодава. Одно из животных – дикий лесной бык-тур – было нарисовано на компьютере, потому что в природе последний представитель данного вида был убит в XVII веке.

Исторический блокбастер «Викинг» имеет две версии с разными возрастными ограничениями – 12+ и 18+. Автор материала смотрел «детскую» версию, поэтому не смог оценить по достоинству интимные сцены князя Владимира и княжны Рогнеды. Наверное, и слава богу.

Фото с сайта in-rating.ru

Источник: sv-gazeta.ru
© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@smizz.ru

Мнение редакции интернет сайта smizz.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования