Yodda - новости регионов России

Пасквиль о княгине Ольге

17.02.2017, 9:24
Пасквиль о княгине Ольге

Почему российско-германский фильм «Рай» лучше не смотреть российскому зрителю

Осенью прошлого года на мировые экраны вышел «Рай», новый фильм Андрея Кончаловского. Картина была удостоена «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за режиссуру и включена в лонг-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» – правда, номинантом так и не стала. В российский прокат «Рай» вышел в середине января этого года. Впрочем, демонстрировался далеко не повсеместно. До Ноябрьска, к примеру, он вовсе не дошел. Как пояснили в ГДКиК «Русь», было выпущено ограниченное количество копий фильма, поэтому хватило не всем. Лично у меня любая новая работа мэтра кинорежиссуры вызывает неподдельный интерес. А если учесть, что тема последней картины – Вторая мировая война и преступления нацистов, то не посмотреть ее я не мог. Благо в Интернете сегодня можно обнаружить все. Нашелся и «Рай» – пиратская копия, снятая на видеокамеру в зале кинотеатра, с отвратительным звуком. Однако составить о фильме определенное впечатление позволил и такой просмотр. Привет с того света Русская княгиня-эмигрантка Ольга, живущая во Франции, в годы Второй мировой попадает в лапы французской полиции. Сотрудничающие с гестапо коллаборационисты обвиняют ее в укрывании еврейских детей. Во время очередного допроса героиня пытается соблазнить следователя, чтобы тот ее отпустил. Похотливый француз вроде бы согласился, да только в этот же день был застрелен бойцами Сопротивления, а Ольга попала в концлагерь. Там она встретила высокопоставленного офицера СС Хельмута, прибывшего с антикоррупционной инспекцией. Оказалось, русская княгиня и немецкий аристократ еще до войны встречались в Италии. Хельмут, защищавший тогда диссертацию по творчеству Чехова, влюбился в Ольгу. Правда, взаимности не получилось. Зато теперь, в концлагере, княгиня, низведенная до животного состояния, по первому щелчку пальцев эсэсовца прибежала к нему в постель. Впрочем, стоп. Не буду пересказывать сюжет фильма полностью. Он вполне банален, да и примечателен фильм скорее не содержанием, а формой. Через всю картину проходят вставки: Ольга, Хельмут и французский полицейский Жюль дают посмертные интервью, объясняя мотивы своих поступков. Сняты эти монологи одним планом – так криминалисты с помощью видеокамер записывают показания подозреваемых и свидетелей. Весь фильм сделан не совсем традиционно для игрового кино. Черно-белые кадры больше походят на картинку с приборов видеонаблюдения. Минимум крупных планов и деталей. В общем, самая малость всего того, что делает художественное кино именно художественным. Он так видит «Я вдруг понял, что звук и образ – это достаточные ингредиенты для создания симфонии. Только звук и образ. Без излишеств», – так сам Андрей Кончаловский в интервью изданию «Медуза» прокомментировал свое решение. Спорить о форме в искусстве, еще и с признанным мэтром, дело неблагодарное. Автор так видит – что тут возразишь? «Раньше я точно знал, как снимать, и у меня был художественный метод, которым я 50 лет снимал… А теперь я отказываюсь от этого всего», – из интервью Кончаловского уже другому изданию. Ну надоело признанному мэтру творить в традиционной манере, захотелось в 80 лет новизны. Имеет право. И лично меня зацепила не столько форма, сколько все-таки содержание. Кончаловский как-то признался, что у главного женского персонажа есть реальный исторический прототип. Это русская княгиня Вера Аполлоновна Оболенская (Вике) – героиня французского Сопротивления, казненная в тюрьме Плётцензее в августе 1944 года. Пытаясь изучить ее биографию, я перерыл массу интернет-источников. И нигде не нашел упоминания, что она стремилась получить свободу в обмен на женскую честь. «Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей», – вот что согласно историческим документам женщина сказала своим тюремщикам. Зачем же режиссер так жестоко унизил свою героиню, которую, кстати, играет его жена Юлия Высоцкая? А из эсэсовца Хельмута зачем сделал этакого благородного рыцаря, романтика и страстного любителя Чехова? «Зло не обязательно воплощается в образе монстра. Это может быть умный, образованный, талантливый [человек]… Страшный самообман толкает людей на то, чтобы они делали зло, ибо они твердо уверены, что делают добро», – размышляет Андрей Кончаловский в своем очередном интервью для центральной прессы. Мы еще не доросли Природа добра и зла – тема чрезвычайно благодатная для творчества. От античного Софокла с его «Царем Эдипом» до современного беллетриста Сергея Лукьяненко с его «Дозорами» – многие пожелали оставить свой след на этой недопаханной ниве. Однако кто-то в качестве литературного фона берет что-то нейтральное, абстрактное, сказочно-мифологическое, а вот Андрей Кончаловский полигоном для своих психологических изысков сделал Вторую мировую войну. При всем желании не могу восхититься таким выбором. И то сказать: какие, к черту, изыски, когда знаешь, что такие вот миляги, любители Чехова, угробили двух твоих дедов, а вместе с ними – еще 27 миллионов соотечественников? «Я не знаю, почему я пошла на смерть вместо Розы… Это как-то само случилось», – признается Ольга в самом конце фильма, в своем интервью с того света. «Жаль, что я все-таки не переспал с этой русской княгиней», – произносит свое последнее слово полицейский-коллаборационист. «Наша идея не удалась потому, что она слишком совершенна. Человечество оказалось не готово ее воспринять», – резюмирует нацист Хельмут и выражает надежду, что когда-нибудь человечество все-таки «созреет». Получается, ради таких вот откровений фильм и был снят. Если иметь в виду философский дискурс, то как-то мелко; если же исторический – просто оскорбительно. Признанный мэтр захотел сказать новое слово в мировом кинематографе, а снял заурядный артхаус, интересный разве что каким-нибудь пресыщенным европейским киногурманам. Хорошо, наверное, что в России «Рай» не увидит широкий зритель. Для репутации Андрея Кончаловского, думаю, это только плюс.

Фото с сайта vogue.ru

Источник: sv-gazeta.ru
© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@smizz.ru

Мнение редакции интернет сайта smizz.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования